Игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза у детей в домашних условиях

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.  

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове, количество звуков и их последовательность.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Навыки звукового анализа и синтеза лучше формировать и  развивать в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Существует много игр, в которые можно играть с ребенком  по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

 

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Ход игры: взрослый называет звуки (слоги, слова), а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданный звук (слог, слово с заданным звуком) Пример: поймай звук Р

Слова: Рак, дом, мак, роза, морковь, пар  и др.).

 

Игра с мячом  «Подружи звуки»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки синтеза звуков в прямых и обратных слогах.

Ход игры: взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Я дам тебе звуки А, П. Что у тебя будет?» Ребенок возвращает мяч, называя слог АП.

Звуки: А, П; П, А; О, П; П, О; и т.д.

 

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки звукового анализа слов.

Ход игры: взрослый называет ребенку слово и просит сосчитать количество звуков в нем.

Слова: кот, мама, ваза, самолёт, дом, машина и т.д.

 

Игра «Цепочка».

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки определения первого и последнего звука в слове.

Ход игры Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове, подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

 

Игра «Угадай-ка».

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки синтеза словах.

Ход игры: ребенок должен угадать, какое слово получится из первых зву­ков слов , которые называет ему взрослый.( Слова : корова, овощи, тапочки. Получилось слова КОТ

 

Игра «Зоркий глаз»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки звукового анализа слов.

Ход игры: ребенок должен найти в окружающем пространстве предметы, названия которых начинаются на  заданный звук

 

Игра «Дом»

Цель: развивать фонематический слух, навыки деления слов на слоги

Ход игры: Нарисуйте дом и предложите ребенку заполнить каждый этаж жильцами. На первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором — в два слога, на следующем – в три, в четыре и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все этажи своего дома.

 

Игра «Необыкновенные превращения»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки звукового анализа слов.

Ход игры: Объясните ребёнку, что если в слове заменить один звук, оно превратится в другое. Предложите ему заменить в слове «дом» первый звук на звук «с». Что получилось? (дом – сом – лом – ком – Том).

 

Игра «Один звук, марш!»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, научить детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

Ход игры:

1) Исключите звук из слова, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.

Слова: хлев, уточка, укол, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, снаряд, град, скот, стол, беда, экран.

2) Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОТ – КРОТ.

Слова: РОЗА (г), РУБКА (т), ДАР (у), КЛАД (с), ЛАПА (м)

3) Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ – МОРЖ.

Слова: НОГТИ (к), БУЛКА (р), ЛАПКА (с), ЗУБЫ (д), КИСКА (м), ПЕСОК (л)

 

Игра «Приготовим подарки для Сони и Шуры»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки звукового анализа слов.

Ход игры: расскажите ребенку, что на день рождения к Соне и Шуре пришли гости и принесли с собой разные подарки (разложите перед ребенком картинки лото). Объясните, что Соне дарили подарки, названия которых начинаются со звука С, а Шуре – со звука Ш. Какие подарки подарили Соне? Какие — Шуре?

В дальнейшем игру усложняем: звук С (Ш) слышится не в начале, а в середине или в конце слов. Можно предложить детям самим вспомнить (поискать в комнате) предметы, которые можно подарить Соне и Шуре. Игра проводится с картинным материалом и без него.

 

Список использованной литературы:

1.Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.

2.Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.

Консультацию подготовила

учитель-дефектолог

Уласевич Д.В.

поделиться в: