Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная ВОЗ: “Здоровье-это состояние полного физического, психического, социального благополучия”. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. Но до чего же неполно это представление! А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А что же наши дети?
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет.
Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей/
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста осуществляется нами по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков можно разработать перспективный план. Примерный план состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где используются разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Занятия
|
Повседневная жизнь
|
Сентябрь
|
|
Дидактическая игра “Кто как купается”.
“Каковы наши зубы?”
Чтение потешек “Наша Маша маленька” и “Катя-Катя маленька”
Дидактическое упражнение”Колыбельная”
|
Рассказывание “Хитрые башмачки” В Гербова
2.Беседе с детьми “Когда надо мыть руки, как мыть руки и лицо”.
Чтение потешки “Вот они сапожки”
Рассматривание книжки “Наша Маша маленька”.
|
Октябрь
|
|
Наблюдение за трудом няни (моет пол)
Показ-инсценировка “Хлюп,хлюп,хлюп”
Чтение потешки “Водичка, водичка”.
дидактическое упражнение “Кто умеет умываться”.
“Куда нальем водичку”.
Рассматривание одежды куклы Кати. Одевание куклы на прогулку.
|
Чтение потешки “Травка-муравка со сна поднялась”.
Заучивание потешки “Водичка, водичка” во время умывания.
Рассматривание книжки “Водичка-водичка”.
Индивидуальная работа: учить натягивать колготы, штаны.
|
Ноябрь
|
|
Дидактическая игра “Научим куклу Катю раздеваться после прогулки”
Показ-инсценировка “И я сел”
Рассматривание картины “За столом” И Забилы.
Дидактическое упражнение “Наташины игрушки”.
|
Чтение потешки “Ладушки”.
Заучивание отрывка из стихотворения “Вкусная каша”-“Каша из гречки”.
Дидактическая игра “Потерялись башмачки”
Чтение потешки “Завяжи потуже шарф”.
|
Декабрь
|
|
Дидактическая игра “Купание куклы”
Рассматривание картины “Катаемся на санках”, “Что Маша наденет на прогулку”.
Чиение сказки в стихах К.И.Чуковского “Мойдодыр”
|
Чтение “Я мою руки” М. Яснов
Заучивание потешки “Валенки, валенки”
Чтение потешки “Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять”, “Пошел Котик на торжок”
|
Январь
|
|
Дидактическая игра “Уложим Машу спать”, чтение потешки “Баю-бай”
“От чего зубки болят?”
Дидактическая игра “Машенька проснулась”.
|
Заучивание потешки “Чистая водичка”.
Игра “Покажем Кате как умеем раздеваться”
Чтение потешки “Утка утенка”
Дидактическая игра “Застегни-растегни”
|
Февраль
|
|
Чтение потешек “Как у нашего кота” и “Пошел котик на торжок”
“От чего болят зубы”
|
Заучивание потешки “Ай лады, лады, лады”
Чтение потешки “Гойда, гойда люленьки”
Рассматривание книги “Я сам” Р. Юдина
Игра “Приходите ко мне в гости”
|
Март
|
|
“Научим Алену умываться”
Рассматривание картины “Как я помогаю маме”
Дидактическое упражнение “Напоим Чебурашку чаем”
|
Чтение “Девочка чумазая” А Барто
Рассматривание и чтение книжки “Что такое хорошо и что такое плохо?” В. Маяковского
Сюжетно-ролевая игра “Кормление”
|
Апрель
|
|
Наблюдение за трудом няни (моет посуду)
Дидактическая игра “Маша в гостях у Кати”
|
Заучивание потешки “Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку”
Рассматривание и чтение книжки “Пошла коза на меленку” (Р.Н.С.)
Обыгрывание роли повара.
|
Май
|
|
Дидактическая игра “Напоим Машу чаем”.
“Как чистить зубы?”
|
Чтение потешки “Дубы, дубочки пеку блиночки”
Дидактическая игра “Что сначала, что потом”
Дидактическая игра “Одень куклу”.
|
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.
Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
Можно оформить альбом “ Правила поведения для малышей”, где будут собраны иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработь план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.
Примерный план закаливающих мероприятия в младшей группе
№
|
Мероприятия
|
|
1
|
Сквозное проветривание в отсутствии детей
|
3 раза в день
|
2
|
Массаж
|
2 раза в день
|
3
|
Утренняя гимнастика в проветренном помещении
|
8.00-8.10
|
4
|
Умывание прохладной водой
|
Многократно в течение дня
|
5
|
Полоскание рта водой комнатной температуры
|
После каждого приема пищи
|
6
|
Проветривание группы перед занятием
|
2 раза в день
|
7
|
Прогулка на свежем воздухе ( в сумме 3ч.20 мин - 4ч)
|
2 раза в день
|
8
|
Дыхательная гимнастика
|
2 раза в день
|
9
|
Сон в теплое время года при открытых окнах, в холодное – сон при температуре 19’C
|
постоянно
|
10
|
Гимнастика в постели.
Воздушные ванны, ходьба босиком.
В теплое время года хождение по траве, песку.
|
После сна.
До и после сна, во время физ.занятий, в любое время по желанию детей (2-5 мин)
|
10
|
Ходьба босиком по “дорожкам здоровья”:
“паровоз” (фасоль, пробки, скорлупа грец. орехов, палочки)
Мокрая дорожка
“Ягодки” (грец. орех)
“Камни”
“Цветочная поляна”
“Змейки”
Ползание на четвереньках с мешочками на спине
Туннель
Ребристая дорожка “Крокодил”
Массаж ног мячами “Ёжики”
Коврик со “следками”
Перешагивание препятствий
Ходьба по “веревочной лестнице”
|
|
11
|
Бассейн
|
|
4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Для решения проблемы двигательной активности детей в течение дня необходимо продумать двигательный режим дня, а также пополнить физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.
Суточная норма – не менее 60% периода бодрствования (6-7 часов)
В самостоятельной двигательной деятельности:
-
Утром 15-20 мин, после завтрака 10-12 мин
-
На первой прогулке 40-45 мин.
-
На второй – 30-35 мин
-
После сна -10-12 мин
Участие в различных формах занятий физическими упражнениями:
-
Утренняя гимнастика – 5-6 мин
-
Физ. занятие – 10-15 мин. 2 раза в неделю
-
Подвижные игры и физические упражнения на прогулках – 10-15 мин.,
-
В разных видах деятельности – 60-90 мин.
Примерный двигательный режим в младшей группе
№ п\п
|
Мероприятия
|
Время проведения
|
1
|
Индивидуальная работа по развитию движения (игра - упражнения; пальчиковая гимнастика; упражнения на дыхание; профилактика плоскостопия, осанки).
|
Ежедневно утром, вечером, на прогулках продолжительностью 5-10 мин.
|
2
|
Утренняя гимнастика
|
Ежедневно в 8.00 продолжительность 5-6 мин.
|
3
|
Физ.минутка
|
Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий продолжительность 3 мин.
|
4
|
Подвижные игры, физические упражнения, индивидуальная работа по развитию движений на прогулке
|
Ежедневно утром и вечером с учетом двигательной активности детей продолжительностью 10-15 мин.
|
5
|
Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами и закаливающими процедурами, массажем.
|
Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей
|
6
|
Занятия по физической культуре
|
Проводятся два раза в неделю с учетом уровня двигательной активности детей во второй половине дня в течение 10-15 мин.
|
7
|
Самостоятельная двигательная деятельность
|
Ежедневно под руководством воспитателя в групповой комнате и на воздухе утром и вечером в зависимость от индивидуальных особенностей детей
|
8
|
Физкультурный досуг
|
Один раз в месяц длительность 15 мин.
|
9
|
Бассейн
|
Один раз в неделю
|
10
|
Музыкальные занятия
|
Два раза в неделю
|
5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.
Но, главное, на что в первую очередь должна быть направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
В приёмной целесообразно оформить уголок “Это интересно!”, где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, а также ящик “Ваш вопрос – наш ответ”, проводить фотовыставки “В здоровом теле - здоровый дух”.
Привлекать родителей к активному участию в спортивных совместных мероприятиях, посещению открытых просмотров гимнастик, физкультурных занятий, прогулки и т.д., привлекать к оказанию помощи в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучать упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.